Как уметь слушать и как научиться этому?

Как это не парадоксально, но, чтобы быть хорошим собеседником, нужно уметь слушать. И не думайте, что это так просто. Эффективному слушанию нужно учиться — соответственно психологически настраиваться, знать теорию, отрабатывать навыки. Уметь слушать — это своего рода искусство.

Уметь слушать

Чтобы понять умеете ли вы слушать, разберем варианты того, как можно слушать, а затем рассмотрим рекомендации, которые помогут научиться слушать.

Слушать пассивно

Фактически это имитация участия в беседе. Иногда такая пассивная роль проявляется в полной расслабленности, преимущественном молчании или формальных и не всегда уместных «угу». У собеседника такой стиль слушания вызывает грусть, подозрение в безразличии, обиду, нежелание общаться в дальнейшем. Пассивное слушание может быть ситуативным и обусловленным определенными обстоятельствами. Поэтому несколько советов.

Лучше вообще прервать беседу, чем слушать пассивно. Откровенно скажите, что недостаточно разбираетесь в теме общения, вас не интересует поднятый вопрос, вы устали или спешите.

Если избежать общения по определенным причинам невозможно, не «выпадайте из разговора», не разглядывайте собеседника, думая о своем, не зевайте — лучше найдите повод для перерыва и разомнитесь, когда вас никто не видит.

Попробуйте сосредоточиться и найти в диалоге что-то интересное для себя. Чтобы научиться слушать нужно исключить пассивное слушание.

Слушать агрессивно

При агрессивном слушании человек стремится доминировать в общении всеми способами — словами, общим поведением, позой, тоном. Такой стиль не говорит о том, что такой собеседник умеет слушать. Именно такие слушатели иногда настолько не слышат и не понимают своего собеседника, что могут потом огорошить: «Ты такого не говорил».

Реакция собеседника на такое слушание — это психологическая защита, раздражение, переход к аналогичной поведения и соответственно неготовность прислушиваться к аргументам, желание любой ценой доказать свою правоту, или же наоборот — избегание, замыкание в себе, отказ от коммуникации. Такое поведение — это как раз не уметь слушать. Поэтому советы которые помогут уметь слушать:

  • Не пытайтесь перехватить инициативу в разговоре, не перебивайте, не меняйте тему, не переводите разговор на себя.
  • Дайте собеседнику выговориться, не прогнозируйте его мысли, не заканчивайте за него фразы, не спешите с возражениями.
  • Сохраняйте спокойствие, не давайте волю эмоциям, не повышайте тон, не опускайтесь до изменения лексики на более резкую.
  • Следите за своей позой и мимикой: не будьте напряженными, не сжимайте зубы или кулаки, не скрещивайте на груди руки, не хмурьте брови, не демонстрируйте пренебрежение, недоверие, скепсис, насмешливое отношение.
  • Не делайте лишних движений: не ерзайте на стуле, не постукивайте пальцами, не «балуйтесь» какими-то предметами.
  • Если не можете взять себя в руки, найдите возможность сделать паузу, чтобы успокоиться.

Слушать усердно

При таком слушании человек всеми способами демонстрирует лояльность к собеседнику — вплоть до грубой примитивной лести: ловит каждое слово, проявляет свое согласие со всеми тезисами (даже если за несколько минут услышит что-то кардинально противоположное). Тон, поза, слова для поддержания беседы — все направлено лишь на утверждение своей вторичной роли. Так может слушать подчиненный своего начальника, женщина — мужа-тирана, ученик-подхалим — учителя. У разумного и адекватного человека такой способ слушания вызывает разочарование, неуважение и даже отвращение.

Совет один — не стоит проявлять свою преданность таким образом. Даже если жизнь свела вас с человеком, которому невозможно доказать свою точку зрения, сохраняйте чувство достоинства. Лучше просто промолчать. Учтите, достигаете ли вы своим поведением того результата, на который надеетесь. А, может, вообще стоит сменить работу или спутника жизни? Но то, что нужно изменить себя — это, несомненно.

Слушать внимательно

Это единственный способ слушания, который можно назвать эффективным. Его признаки — это сосредоточенность, заинтересованность в собеседнике и теме беседы, уважение, искренность, непринужденность, цивилизованный, спокойный стиль поведения. Это слушание еще называют активным, поскольку оно предполагает полноценное участие в разговоре, эмоциональное включение, возгласы, реплики и тому подобное. Реакция собеседника на такой стиль слушания — это благодарность, желание раскрыться, готовность к дальнейшему общению. Уметь слушать таким образом — хорошая черта

Научиться слушать  — это и умение завязать беседу. Чтобы слушать, надо побудить человека к разговору. Не всегда жизнь сводит нас с говорунами. Иногда приходится немного подтолкнуть человека к общению. С кем-то из ближайшего окружения особых проблем не возникает: мы уже помним круг интересов человека и прекрасно знаем, о чем ее спросить, чтобы потом только поддерживать беседу. С теми, с кем видимся реже, может потребоваться несколько попыток, чтобы затронуть тему, которая интересует человека больше всего: Как дела на работе? А как дети, родители, муж, жена, бой-френд, подруга, ремонт? А когда ты последний раз был (а) на рыбалке, художественной выставке, в театре? А что ты слышал о общих знакомых, одноклассниках..?

Внимательно слушать

С незнакомыми людьми немного сложнее, но это тоже дело техники — только вопросы будут менее личные. Но при любых условиях, рецепт один и тот же: вам должно быть искренне интересен человек, который перед вами.

Как научиться слушать и отвечать?

Рассмотрим несколько советов, которые помогут научиться слушать и полноценно участвовать в беседе. Ведь уметь слушать и говорить — это еще и умение правильно отвечать.

1. Психологически настройтесь на разговор. Не пытайтесь что-то скрывать, лучше попробуйте изменить свои внутренние установки: даже если вы будете молчать, собеседник все равно поймет, как вы в действительности относитесь к теме разговора, поднятой проблемы или собственно к нему лично. Отрицательное или же не слишком серьезное внутреннее настройки все равно вынырнет из любых вежливых слов. Поэтому отнеситесь к собеседнику с уважением, наберитесь терпения, сосредоточьте внимание, уметь слушать — это значит уметь настроиться на разговор.

2. Помните, что мы не вправе осуждать человека, пренебрежительно к нему относиться, выступать в роли «умника», «советчика» или «спасителя». Помните — вы только хороший слушатель, не более.

3. Не проникайтесь тем, чтобы произвести на собеседника впечатление: пока будете искать блестящие ответы, убедительные аргументы и убийственные факты, вы рискуете упустить важную информацию. Гораздо больше шансов понравиться — это внимательно слушать.

4. Дайте понять, что сохраните в тайне рассказ, но не настаивайте, если человек не готов быть с вами до конца откровенным. Поощряйте к искренности, но не допрашивайте и не «докапывайтесь».

5. Научиться слушать получится создавая атмосферу непринужденности, общительности и сосредоточенности: улыбайтесь, расслабьтесь, максимально уберите все, что может отвлекать ваше внимание, примите позу внимательного слушания — склоненная набок голова, тело несколько наклонено к собеседнику.

6. Установите с собеседником зрительный контакт. В то же время не обязательно все время смотреть прямо в глаза или, как иногда советуют, на переносице или воображаемый треугольник «лоб — глаза». Застенчивые, скромные люди, которых немало, могут чувствовать себя от этого неловко. Лучше всего смотреть на человека, который перед вами, широким расфокусированным взглядом, замечая все детали и невербальные признаки.

7. Применяйте «эмоциональное сопровождение» беседы: позвольте себе определенную раскованность, демонстрируйте сопереживание, используйте мимику и жесты, выражающие чувства, связанные с рассказом (удивление, радость, страх, печаль, гнев, отчаяние, восторг и тому подобное): киваем или мотаем головой, удивленно поднимаем брови, широко открываем глаза, смыкаем губы, сжимаем кулаки, прижимаем руку к сердцу — при условии, что это является для вас естественным (иначе это может пахнуть театральщиною). Уметь слушать — это также умение вовремя показать эмоции.

Употребляйте слова и выражения, чтобы участвовать в беседе:

  • которые означают согласие и демонстрируют слушания: угу, так-так, понятно;
  • выражают чувства и переживания: о, ой, ах, ух, фу, ого, какой ужас, да, блин, тьфу, слава богу, боже мой, так вот;
  • подбадривают и поощряют к разговору: Как интересно! Как остроумно! Это невероятно! Я удивляюсь вашей выдержке! Это действительно история успеха! Не может быть;
  • направлены на развитие темы: А что было дальше? А что он (она)? И что вы сделали? Он так и сказал? Она так и сделала? Чем же все закончилось?

8. Следите за голосом и интонацией — они не должны быть противоречить словам, которые вы произносите.

9. Практикуйте «отражение», перенимая позу и жесты собеседника, и «эхо», повторяя некоторые его слова и фразы.

10. Постарайтесь запомнить то, что вам рассказывают. Если вам важно удостовериться, что вы все правильно поняли, перефразируйте услышанное со словами: «правильно ли я понял, что…». Зафиксируйте в памяти основные моменты рассказа — ведь в следующий раз вам придется продемонстрировать, что вы ничего не забыли. Возвращайтесь к теме предыдущего общения лишь в том случае, когда человек сам заведет об этом разговор.

11. Не делайте преждевременных выводов. Возможно, в конце рассказа вы получите совершенно другую картину. Это поможет научиться слушать.

Научиться слушать

12. Не рассчитывайте на то, что наверняка будете знать всю правду. Даже если вам будто «все ясно», учитывайте, что могут существовать нюансы (иногда очень личные или даже интимные), которые в корне меняют ситуацию, уметь слушать включает и этот аспект. Так же у вас может не быть возможности услышать другую сторону. Читайте между строк, обращая внимание на невербальные знаки, чтобы лучше понять, что чувствует рассказчик, но не преувеличивайте свою проницательность.

13. Учитывайте личностные качества человека, но не становитесь заложником своих предыдущих представлений о нем: «фантазеры» могут говорить правду, «истерики» — действительно иметь поводы для страданий, а «легкомысленные» — серьезные намерения.

14. Не преуменьшайте проблему собеседника, не обесценивайте его переживания, играя в Капитана Очевидность и произнося банальные сентенции: «Все мы там будем», «Это нормально, когда старенькие умирают», «На долю каждого выпадают испытания», «Жизнь сложна».

15. Не сравнивайте переживания, ситуацию, проблему собеседника с собственными. Если на вашу долю выпали аналогичные испытания, скажите «я тебя понимаю, потому что пережила то же самое», но не начинайте рассказывать о себе — разве что вас попросят поделиться собственным опытом.

16. Не предлагайте собственное решение проблемы. Дайте возможность собеседнику самому изменить свою точку зрения и найти выход из сложившейся ситуации.

17. Не отвергайте возможность отложить разговор, если вас переполняют переживания, эмоции, образы, вы сфокусированы на своих проблемах, устали или не имеете времени.

Эти простые советы помогут научиться слушать. Попробуйте применить их на практике и вы увидите, как поменяется ваше общение.

Завершение разговора

Убедитесь, что человек действительно выговорился. В конце разговора не давайте от себя оценки ситуации, не суммируйте рассказ. Не рассчитывайте на то, что теперь вы можете что-то рассказать о себе. Просто завершите разговор несколькими вежливыми фразами — «Было приятно пообщаться». «Давайте когда-нибудь еще встретимся». «Вас было так интересно слушать». Предложите человеку помощь, если у вас есть такая возможность, но не дарите лишних надежд. Взвесьте свои физические, энергетические и материальные ресурсы. Помните, что вы уже помогли человеку, внимательно ее выслушав.

Уметь слушать — это комплексное понятие, которое подразумевает и умение отвечать. Научиться слушать — это большой шаг на пути к умению искусного общения.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
0 Комментариев

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

 

© Что и Как? Все права защищены.

Внимание! Материалы сайта защищены авторским правом! Копирование возможно только с активной гиперссылкой на источник!

 

Log in with your credentials

или    

Forgot your details?

Create Account

Adblock detector